какие голосовые проявления относят к вокализациям младенца

автореферат и диссертация по психологии 19.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление речи как психологического средства

Автореферат диссертации по теме "Становление речи как психологического средства"

Работа выполнена в Институте психологии им. Л.С. Выготского ГОУ ВГ10 Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

совета Д 212.198.10 института Психологии им.Л.С.Выготского при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.6, ауд.228.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета. Автореферат разослан «_» февраля 2012г.

Актуальность проблемы. Культурно-исторический подход, предложенный Л.С. Выготским, предполагает трансформацию натуральной психики, элементарных психических функций в высшие, культурные. К первым относятся психические процессы, осуществляющиеся без опосредования знаками. Их главными характеристиками, по мнению Л.С. Выготского, являются непосредственность и отсутствие произвольности. Ко вторым отнесены психические процессы, для которых характерна временная связь, создающаяся самим человеком с помощью искусственного сочетания стимулов. В дальнейшем учениками и последователями JI.C. Выготского (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, A.B. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.) понятие «высшие психические функции» было дополнено.

Центральное место в механизмах трансформации натуральной психики в высшую, культурную принадлежит речи. Этот тезис получил экспериментальное доказательство в самых разных исследованиях (А. Валлон, Л.С. Выготский, П. Жанэ, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия, A.A. Люблинская, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, О.С. Виноградова, Ф.Я. Юдович и др.). Вместе с ^ем, существует серьезная проблема, связанная с самой речью и условиями пре

Источник

Становление речи как психологического средства 19. 00. 01. общая психология, психология личности, история психологии 19. 00. 13 психология развития, акмеология

вторая глава «Междисциплинарный подход к понятию «речь». В ней представлены различные подходы к содержанию понятия «речь» в отечественных и зарубежных исследованиях в историческом и современном контексте, выделены подходы к определению понятий «речь», «язык», «речевая деятельность», рассмотрены теории происхождения речи, раскрыты основные функции речи.

Значительное количество исследований, посвященных речи, в разнообразных науках - философии, языкознании, психофизиологии, психологии, психолингвистике, паралингвистике, семиотике, нейропсихологии, логопедии и т.д. - показало, что на сегодняшний день нет единого определения такому понятию как «речь». В одних работах (Г.М. Андреева, Г.В. Колшанский, Р.Якобсон, С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова, В.И. Постовалова и др.) речь является синонимом понятия «язык», в других рассматривается как часть более широкого понятия - язык. При этом, под языком подразумевается орудие (средство) общения, а речь является производимым этим орудием видом общения (Лингвистический энциклопедический словарь), в третьих, наоборот, речь содержит язык в качестве одной из своих сторон (А.А. Ветров). Нет единства и среди психологов. Так, речь понимается и как средство общения (М.И. Лисина, М.Г. Елагина, С.В. Корницкая, С.Ю. Мещерякова и др.), и как форма общения людей посредством языка (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков), и как самостоятельная деятельность (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев), и как процесс формулирования и передачи мысли сред­ствами языка (А.Р. Лурия).

В современных (2000-2010гг.) лингвистических, психолингвистических и психофизиологических работах, посвященных речевому онтогенезу, ряд авторов указывает на тесную взаимосвязь речи и языка, обозначая процес

Источник

Возрастная и дифференциальная психология

Автор: РЫБАЛКО Е.

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале детская психология, затем — школьная, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувств и пр.», — писал ученый [28, с. 208].

С. Л. Рубинштейн [26] включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах, наряду с обобщением фактов о развитии психических функций и способностей у детей и школьников, дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Б. Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характ

Источник

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале – детская, затем школьная психология, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, (Чувств и пр.», – писал ученый [28, с. 208].

С. Л. Рубинштейн [26] включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах наряду с обобщением фактов развитии психических функций и способностей у детей и школьников дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных хар

Источник

T}Ǿ$v6 QbI?H,A/ĥN-/ʔ&(Drʤ2L`SXTOqd!'0HV"V̈́nvx!ŝJe=Z935 #r5ځ'{:- U5*٣5I+ E΋`SpE'HQS 0)=qX!{~ߋPa#~Lu7JeuP=ڨ(m_ 6ތ~^,Ps GcM/.5q4jdn@1Xr#"qf8@X휲cI(gvҹzF1t%4t4i5^i_+\V9khXi)Y+׊BrVYgCq*g-~

L\ќ0:ݔ2Wި,75)Ab0w2}8&ʧL WJAu W+ /u|.傤!I\~ٹ.ꃰFa}+\V-R51+gbOLVLBiHTԼSՀXـKXhbX &KT kǟL!$vէŠaڤO*QR/!/{Ć w] A|

@?y$ϊg6Ά @ѹ㮴ꕵaBsHY FG۝$}x%W!:1@8͑:C( 6Qϸl4z # 4S'栄K)Jy)6/0Nam; WT}p\G-QPp|8|kPIkgɇ#fMZ$|s] L'_d,,7-dXm8OM2wgO_'=$**!ۨ05ᑐ~k^(dRD+GJ;;,FzN:Qn9b[Ӷ)4J5anzEh-B9ft}Mn>N pO1sZj{V8 Y2Q-6"T8a̎q]OgӲ)3=ɂYnʨQvtDG(̚ҴPypGYO)RrU)#2fkjF7%k8 D,bCKB{H HlFDKd2:ل2L2h 5鈡p$>:1Ča

B r*An"+qf̳dydœpghM|y)(D8 -  N@SxP ~I"0517f={Įp:gnW2 Tc"W{v6ηW0\)Y/j>+3~suwvmxئ6.]H2}&m/Μgۗpf[זl\GLI2-ޖ84^c ZjD p

смесь для грудничка какая лучше всего
Специалисты по грудному вскармливанию уверенно заявляют: кормить ребёнка грудью может любая женщина. Однако иногда желание кормить малыша натыкается на серьёзные препятствия. Главным препятствием для кормления груд

IʎKvF+~!ق%m]J!@qh(@?THM++ J%A5"kvO 艵8i։~F3vv(N  fEe@KU89+%Sފ|g\HDb)% ܁Sw $dwk{Qb z"M|>=SL[![F 8d<cROsdQm+bƖ321Z) xKSw0#MYCtIu3rzb #}6p

Источник

Лекция № 5. Овладение звуковой (фонетической) стороной речи

как промыть глаза новорожденному мирамистином
Заботливые родители всегда хотят оградить своего ребенка от различных заболеваний. Но, к сожалению, как бы взрослые ни старались, дети могут подхватить инфекцию, особенно если она передается по воздуху или при контакт

ДОСЛОВЕ́СНЫЙ ПЕРИ́ОД РАЗВИ́ТИЯ РЕ́ЧИ — нач. этап речевого онтогенеза, продолжается от рожд. ребенка примерно до двух лет. Д. П. рассматривается как подготовит. этап для дальнейшего овладевания ребенком активной словесной речи. Существует неск. теорий становления речевой функции (теория имитации, врожденной способности, когнитивная теория), однако ни одной из этих теорий нельзя отдать безусловного предпочтения. В процессе развития речи ребенок овладевает сложной многоуровневой системой родного яз. Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рожд. ребенка (этап младенческих криков). Ребенок довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающего мира. Кроме того, в этот период отрабатывается умение соотносить звуки с ощущениями от движений артикуляционного аппарата. На этапе гуления (с 2—3 до 5—7 месяцев) ребенок может произносить звуки, свойственные не только его родному яз., но любому яз. мира, однако уже на этом этапе возникают интонационные контуры, специфич. именно для его родного яз. На этапе лепетной речи (с 5—7 мес. до 1,5 лет), когда дети пытаются повторить то, что им говорят взрослые, складывается слоговая структура, вариативность порождаемых звуков резко снижается (т. е. ребенок порождает в основном звуки, свойственные его родному языку). Глухонемые дети проходят стадию гуления и нач. стадию лепета, дальнейшего развития речевой деят-ности у них не происходит, т. к. при отсутствии слухового восприятия нет попыток имитации взрослой речи. На нач. этапе лепетная речь представляет собой нек-рую последовательность квазислогов без внутренней структуры. Постепенно по мере развития артикул. аппарата и дифференциации артикул. движений доминирующей структурой становится открытый слог, причем характерно повторение одного и того

Источник

Н-84 Практические советы по развитию учебной автономии при изучении немецкого языка. Учебно-методическая разработка для студентов языковых педагогиче... полностью>>

Потерянная Миля, что в Северной Каролине, летом 1972 года была немногим больше нароста на трассе. Главная улица в тени десятка огромных раскидистых ду... полностью>>

Нас ждет средневековый городок с декоративными домиками, задумчивыми мостиками через тихую речку Геру, и узкими улочками, которые «прячут» архитектур... полностью>>

Анатомо-фізіологічні особливості ендокринної системи у дітей. Семіотика синдромів гіпер- і гіпофункції окремих ендокринних залоз та захворювань ендок... полностью>>

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Сайт является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./

В пособии впервые рассматриваются возрастные изменения и развитие психики человека на протяжении всей его жизни; описываются с позиции системного подхода основные законо­мерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики (учение, труд, игровая деятельность в о

Источник